
Культуризм - это единственный вид спорта, цель которого не рекорды, а сам человек, его сила, здоровье и красота!..
Когда такой вопрос задают недоброжелатели культуризма, то, как правило, подразумевают одно, по их мнению, очень важное обстоятельство: культуристы не состязаются в силе. Крыть, казалось бы, нечем, поскольку культуристы, действительно, не ставят силовых рекордов. Ну, а из этого общеизвестного факта будто бы логически вытекает вывод о том, что мускулы культуристов - это не более, чем бутафория, а сам культуризм никак не может называться спортом. В отличие, к примеру, от тяжелой атлетики, где сила является целью и содержанием тренировок...
Давайте-ка разберемся, почему культуристы, использующие на тренировках чудовищные веса: до 150, 240 и даже 500 кг, что красноречиво свидетельствует об их феноменальной силе, тем не менее, не соревнуются в поднятии тяжестей. Для начала нам придется совершить небольшой экскурс в историю атлетизма.
На заре нашего века атлеты соревновались стихийно, без твердых правил, демонстрируя т.н. абсолютную силу - разница в весе и росте соперников не принималась во внимание. С началом официальных состязаний, в том числе Олимпийских Игр, стало ясно, что участников следует разделить на весовые категории, чтобы обеспечить справедливые условия сравнения результатов.
В 1914 году Всемирный союз тяжелой атлетики учредил но предложению председателя Всероссийского тяжелоатлетического союза пять категорий: до 60, до 67,5, до 75, до 82,5 и свыше 82,5 кг.
Позже список был расширен за счет категорий до 52, до 56, до 90 и свыше 90 кг, свыше 100 кг, а также до 110 и свыше 110 кг, поскольку прежний перечень недостаточно полно отражал генетические особенности соревнующихся в силе спортсменов.
Итак, атлеты начали соревноваться в равных условиях. Это плюс? Как оказалось, нет! Идея атлетического развития попала с введением весовых градаций в самую настоящую ловушку: спортсмен, от которого требовали проявления экстремальной силы, теперь "не имел права" наращивать вес, иначе, мышечную массу, которая и является источником силы!
Справедливости ради стоит отметить, что правила тяжелой атлетики не запрещают переход в более высокую категорию. Однако подобное происходит крайне редко. Дело в том, что в новой категории штангиста ждет несравненно более высокий уровень рекордов. Ну, а в современном спорте, где рекорды буквально подпирают планку ресурсов человеческого организма, резко поднять уровень личных достижений практически невозможно, поэтому куда чаще штангисты стараются перейти в более легкую категорию. Согнав вес, тяжелоатлет получает шанс выступить в той категории, где его результат, заурядный по меркам прежней категории, вполне потянет на рекорд!
Закономерен вопрос: откуда же вообще берутся рекорды, если каждый из тяжелоатлетов заперт в тесные рамки своей весовой категории? Ответ парадоксален - для выполнения рывка и толчка штангист не нуждается в сверхмассивной мускулатуре, поскольку высокий результат в этих тяжелоатлетических упражнениях не требует... силы. Да, несмотря на внешнюю простоту, рывок и толчок являются крайне сложными в техническом отношении движениями, где наиболее важным условием успеха, оставляющим позади силу, становится способность спортсмена поднять вес сверхбыстро, с большой скоростью.
Вглядимся повнимательнее в технику толчка
Колоссальным усилием тяжелоатлет придает штанге импульс движения, направленный вертикально вверх. Штанга "взлетает" над помостом и зависает в верхней точке траектории, стремительно теряя момент инерции. За те сотые доли секунды, которые остаются до того, как штанга обрушится вниз всей своей тяжестью, атлет успевает выполнить особый технический прием: подсесть под штангу и принять ее, уже начавшую движение впил, на грудь. Очередную фалу упражнения тяжелоатлет встречает в положении полного подседа, удерживая штангу на груди. Далее он выпрямляется, и наступает последняя, финальная фаза Мощно вытолкнув штангу вверх, тяжелоатлет снова подсаживается под нее и принимает возвращающуюся под действием гравитации штангу на вытянутые руки. Остается выпрямить ноги из положения приседа, и вес взят!
Ключевым аспектом, как видно из описания, является способность спортсмена придать штанге высокую скорость вылета до 1,8 м/сек.! Такое умение требует от мышц совершенно особых, взрывных качеств, впрямую не связанных с силой и так же отличающихся, как скажем, приемистость автомобильного двигателя и его мощность.
Подобную особенность тяжелой атлетики как вида спорта легче всего попять на примере спринтеров и стайеров. Бегун на короткие дистанции, спринтер, подобно тяжелоатлету поставлен перед необходимостью максимально быстро развить мышечное усилие, тогда как длинная дистанция у стайера требует длительного и экономного расходования сил.
Очевидно, что и методика тренировок в том и другом случае должна быть разной. До середины 50-х тяжелоатлеты, как бы по инерции, практиковали традиционную схему выполнения силовых упражнении, пока наконец не случилась давно ожидаемая революция. Вся концепция атлетической тренировки подверглась решительной ревизии и была преобразована до неузнаваемости: вместо многократных повторений со средними весами в разнообразных, охватывающих все мышечные группы, упражнениях отныне предстояло выполнять 1-3 повторения с предельными и околопредельными весами в нескольких однообразных, узкоспециализированных движениях, имеющих единственную цель - максимальный результат в рывке и толчке. Ясно, что подобные изменения стали последним, после введения весовых ограничений. гвоздем в крышку гроба тех великих атлетических идей физической гармонии, красоты и здоровья, которые в начале века исповедовались как кредо новорожденной тяжелой атлетики. Внешний вид чемпионов примечательно изменился: гипертрофированные разгибатели рук, ног и туловища ныне соседствуют с карикатурно слаборазвитыми мышечными группами груди, обвисшим животом, тонкими икрами. Могучая, почти эпическая в своем античном великолепии фигура Власова стала последним штрихом к портрету безвозвратно ушедшей эпохи. Круг замкнулся.
Доктрина единственного и универсального атлетического критерия исчерпала себя...
Впрочем, в мире атлетизма достаточно различных соревновательных концепций, в том числе пауэрлифтинга, керлинга, гиревого спорта, где во главу угла ставятся иные качества мышц их способность к продолжительному усилию или многократному, на выносливость, напряжению.
Можно предположить, что критерий т.н. силовой выносливости, как, например, в гиревом спорте, - это именно то, что нужно культуризму, поскольку культуризм произошел из античных капонов, которые, в свою очередь, диктовались жестокой военной практикой древних. Как известно, она требовала не только исключительной силы, но и таланта проявлять ее сверхъестественно долго: сражения, утверждают историки, часто длились по нескольку дней. Не случайно в последние годы культуризм был "открыт" каратистами и кикбоксерами: даже великий Чак Норрис начал брать уроки бодибилдинга у Лу Ферриго знаменитою питомца Джо Уайдера... Однако, если мы не хотим, чтобы повторилась уже известная картина, когда в погоне за результатом спортсмен тренирует только те группы мышц, которые участвуют в соревновательных упражнениях, то в программу состязаний мы должны включить упражнения на все мышечные группы! Понятно, что такие состязания превратились бы в пытку для зрителей...
Культуризм как вид спорта избрал свой собственный путь: равновесность в развитии мускулатуры провозглашена главным правилом. Аргументы? Заданный самой природой закон целесообразной гармонии, дающий возможность поверять атлетические качества чисто умозрительно, постой же степенью достоверности, с какой математические законы позволяют высчитывать расстояния до едва видимых планет: любая дисгармония в развитии мускулатуры безошибочно указывает на ущербность спортивных качеств!
Как и в гимнастике, фигурном катании или прыжках в воду оценки судей субъективны: результат не подлежит точному измерению. Впрочем, у состязаний по бодибилдингу есть и объективный показатель - завидно постоянные аншлаги. Не знаю, с чем их и сравнить. Ну, может быть, такие же, как в "качалках"!
Muscul&Fitness, #1 1993

