
Между прочим, Арнольд был далеко не первым, кто представил мировой многомиллионной киноаудитории наш спорт. До него в кино много снимался Стив Ривз. Успех Арнольда - это, скорее, успех жанра экш, который только набирал силу и как новинка привлекал всеобщее внимание. Одновременно Голливуд становился все сильнее и превращался в транснациональный концерн. Если раньше Голливуд демонстрировал свои фильмы только в Америке и довольно безуспешно пытался продавать свою продукцию другим странам, то теперь он обзавелся собственной мировой киносетью. Американское кино показывали за границей, ни у кого не спрашиваясь. Это назвали триумфом свободной конкуренции, однако на деле речь шла об экспансии больших денег. Европейские национальные киностудии были бедны и потому проиграли. В итоге американское кино стало доминировать, а его актеры приобрели планетарную славу и соответствующие гонорары. Зачем я это говорю? Жанр экшн прочно связал мышцы с насилием. И это стало трагедией бодибилдинга. К нам хлынули чужие люди, часто, с больной психикой. Они мечтали доминировать и унижать, и плевать хотели на высокую философию нашего спорта. С нами произошло то, что уже случилось в карате. Его превратили в примитивную технологию мордобоя, полностью изгнав изначальную духовность и всякие мировоззренческие идеи. Поклонение мастерам закончилось. Отныне мастерам платили, а они благодарно принимали подачки.
Первый тревожный звонок мы получили из Англии. Пропагандируемый кино уродливый дух насилия привлек на турниры нового зрителя. Ну а судьи пошли у него на поводу. Британские спортсмены, сложенные в духе эллинских пропорций, один за другим покидали спорт. Публика требовала другого: массы! Она хотела видеть на подиуме нового героя, точнее, ожившего идола из фильмов экш. Эдакого всесокрушающего киборга, возвышающегося над простыми людьми и моралью. Бурные восторги вызывали огромные перекачанные спортсмены, пусть даже и в ущерб эстетическим канонам. Прием стероидов стал повальным. Бодибилдинг охватила эпидемия сумасшествия, спровоцированная падением кинонравов.
Превращение Голливуда в транснациональную корпорацию окончательно обратило кино в бизнес. Огромной империеи могли управлять только менеджеры, и они начали направаять процесс создания фильмов в соответствии с принципом рентабельности. Снимать кино отныне полагалось о том, что занимает подсознание миллионов: о сексе, насилии и смерти.
Бодибилдинг задыхался в этой тлетворной атмосфере. Турниры превратились в схватки монстров массы. Чем крупнее спортсмен, тем больше он имел шансов на победу. Великие атлеты поразительной красоты, но небольших габаритов, Франк Бенфато, Рич Каспари, Шон Рей, Робби Робинсон и другие, разом скатились на последние места турнирных таблиц. Они приходили ко мне, чтобы искать правды, но что я мог противопоставить сошедшему с ума миру?
И вот теперь я получил из России шокирующее известие: русские доказали, ЧТО бодибилдинг - это разновидность психического расстройства. Аргументы серьезные. Культуристы бедны, как церковные мыши, потому что не способны получать образование или достойную профессию. Их заработок состоит в том, что они продают стероиды друг другу. Они не думают ни о какой эстетике пропорций. Они мечтают о массе, которая сделает их больше, и только. Они плохие мужья и отцы, а чаще одиноки, поскольку болезненно зациклены на тренинге. Они - рабы тренеровок, точно как наркоманы - рабы наркотиков, а алкоголики - спиртного.
Пусть так. Я не берусь спорить с наукой. Однако считаю, что дынный диагноз, скорее, нужно поставить миру. Бодибилдинг - всего лишь его часть.
Джо Уайдер, Muscle & Fitness #2, 2008

